Пластичные смазки для подшипников

Пластичные смазки для подшипников

Подшипники в процессе эксплуатации подвергаются воздействию высоких и низких температур, истирающих и деформирующих нагрузок. Без обслуживания детали постепенно перестают выполнять свою основную функцию: передавать крутящий момент с минимальными потерями мощности и надежно фиксировать вал.

Подшипники выходят из строя, машина или оборудование требует дорогостоящего ремонта. Предотвратить поломку помогают качественные расходные материалы. Компания Klüber Lubrication разрабатывает и производит консистентные смазки для подшипников. Наши продукты проходят испытания в соответствии с международными стандартами качества. В линейке Klüber Lubrication представлены смазочные материалы для подшипников любого назначения.

Что такое пластичная смазка?

Консистентные, или пластичные, смазки для подшипников имеют достаточно высокую плотность. Густые, вязкие материалы формируют устойчивую пленку в узлах, где жидкое масло вытекает либо отсутствует возможность его регулярного пополнения. Пластичные смазки удерживаются на вертикальных поверхностях. Густая консистенция позволяет герметизировать подшипник, препятствует попаданию внутрь узла пыли, грязи, других абразивных частиц, агрессивных жидкостей. Увеличивается скольжение между трущимися поверхностями. Смазка эффективно отводит тепло, снижает износ, предотвращает образование задиров и заклинивание механизма.

Требования к характеристикам пластичных смазок

  • Противокоррозионные свойства.
  • Совместимость с эластомерами и другими материалами уплотнителей.
  • Сохранение смазывающих свойств при колебательных движениях.
  • Защита от трибокоррозии.
  • Низкий коэффициент трения.
  • Защита от износа.
  • Смазывание на весь срок эксплуатации.
  • Снижение уровня шума.

Состав консистентных смазок для подшипников

Базовая основа. Жидкое минеральное или синтетическое масло составляет 70–90 % смазки. Используются парафиновые, нафтеновые, ароматические базовые составы или материалы на основе силиконов, эфиров, углеводородов, полиальфаолефинов и т. д. Жидкая составляющая обеспечивает текучесть масла под воздействием нагрузки.

Загуститель. Доля в дисперсии – 10–15 %. В качестве загустителя используют:

  • мыла: литиевые, натриевые, алюминиевые, кальциевые или бариевые соли высокомолекулярных кислот;
  • органические составы, не содержащие мыла: полиэтилен (PE), тефлон (PTFE), поликарбамиды;
  • неорганические соединения на основе кремния или алюминия.

Загустители обеспечивают твердость смазки в спокойном состоянии и делают ее пластичной при нагрузке. Вещества формируют пространственный каркас, внутри которого удерживаются частицы жидкой базовой основы. При разрушении коллоидной структуры загустителя снижается вязкость смазки. Вид соединений в рецептуре зависит от назначения и требуемых свойств материала.

Присадки. Различные модификаторы используют для придания материалу определенных свойств. Например, графит, порошок цинка, диосульфит молибдена улучшают герметизирующие и антифрикционные свойства. Парафины защищают металлические поверхности от коррозии. Для повышения противоизносных свойств в состав консистентных смазок вводят эфиры ортофосфорной кислоты. Существуют присадки для повышения адгезии, окислительной стабильности, стойкости материала в условиях высокого давления и т. д.

Виды пластичных смазок

Материалы классифицируют по условиям эксплуатации подшипников. Консистентные смазки бывают:

  • морозостойкие. Материалы сохраняют вязкость при низких температурах;
  • высокотемпературные. Используются в скоростных узлах и в механизмах, работающих в условиях экстремальных температур;
  • химически стойкие. Смазка для подшипников, контактирующих с агрессивными средами;
  • специальные. Материалы для конкретной сферы применения, например для оборудования пищевой промышленности, железнодорожных вагонов и т. д.;
  • универсальные. Подходят для подшипников, редукторов большинства стандартных механизмов;
  • консервационные. Смазка образует плотную, прочную пленку, которая защищает металл от коррозии в процессе длительного хранения;
  • уплотнительные. Герметизируют механизмы для облегчения монтажа и защиты.

Некоторые виды пластичных смазок для подшипников сочетают свойства нескольких групп. При выборе ориентируются на рекомендации производителя.

Классификация консистентных смазок по NLGI

Система разработана Национальным институтом пластичных смазок в США (National Lubricating Grease Institute). Классификация признана во всем мире, имеет международный статус и делит все материалы на 5 групп.

NLGI LA. При регулярной замене пластичные смазки обеспечивают удовлетворительное смазывание поверхностей. Материалы устойчивы к окислению, имеют стабильную вязкость, проявляют антикоррозионные и противоизносные свойства при небольших нагрузках. Применяются в шарнирных соединениях транспортных средств, в ходовой части, в других узлах с легким режимом эксплуатации.

NLGI LB. Материалы обеспечивают хорошее смазывание поверхностей при температурах от -40 до +120 °С. Интервал замены увеличен по сравнению с NLGI LA. Пластичные смазки устойчивы к окислению, прочные. Эффективно защищают от износа и коррозии в присутствии грязи и при высоких нагрузках. Используются в подшипниках и шарнирных соединениях транспортных средств, работающих в среднем и тяжелом режиме, под воздействием ударных, вибрационных нагрузок, с риском попадания воды и твердых частиц.

NLGI GA. Составы удовлетворительно смазывают поверхности при температурах от -20 до +70 °С. Применяются в подшипниках колес автотранспорта, эксплуатирующегося в легком и стандартном режиме при частом обслуживании.

NLGI GB. Пластичные смазки данной категории сохраняют свойства в интервале температур от -40 до +160 °С. Составы устойчивы к испарению, окислению, имеют стабильную консистенцию, надежно защищают подшипники от коррозии. Используются в конструкции колес автомобилей, работающих в умеренном и легком режиме.

NLGI GC. Пластичные смазки сохраняют свои свойства при температурах от -40 до +200 °С. Материалы устойчивы к окислению, характеризуются низкой испаряемостью. Применяются в подшипниках, работающих в легком или в тяжелом режиме. Смазки категории NLGI GС в настоящее время являются материалами высшего качества.

Классификация пластичных смазок по ГОСТ 23258-78

Группа

Подгруппа

Индекс

Условия эксплуатации

Антифрикционные

Для обычных температур

С

До +70 °С

 

Для повышенных температур

О

До +110 °С

 

Многоцелевые

М

От -30 до +130 °С, повышенная влажность

 

Термостойкие

Ж

До +150 °С и выше

 

Морозостойкие

И

До -40 °С и ниже

 

Противозадирные и противоизносные

И

Контактные напряжения выше 2500 МПа (подшипники качения), удельные нагрузки выше 150 МПа (подшипники скольжения)

 

Химически стойкие

Х

Воздействие агрессивных сред

 

Приборные

П

Приборы и точные механизмы

 

Редукторные

Т

Винтовые и зубчатые передачи

 

Приработочные

Д

Сопряженные поверхности

 

Узкоспециализированные

У

Узлы с конкретными требованиями к характеристикам смазки

 

Брикетные

Б

Поверхности скольжения с устройствами для брикетной смазки

Консервационные

 

З

Металлические поверхности всех видов

Канатные

 

К

Стальные тросы, канаты и их сердечники

Уплотнительные

Арматурные

А

Сальники, запорная арматура

 

Резьбовые

Р

Резьбовые соединения

 

Вакуумные

В

Уплотнения вакуумных систем

 

Функции пластичных смазок для подшипников

  • Антифрикционная. Консистентные смазки для подшипников снижают трение, уменьшают износ и потери мощности в узле.
  • Защитная. Смазка формирует на поверхности металла плотную герметичную пленку. Покрытие защищает деталь от механических повреждений, коррозии, предотвращает попадание твердых частиц и воды.
  • Отвод тепла. Подшипники, как любой узел трения, в процессе работы сильно нагреваются. Повышение температуры уменьшает срок службы деталей, ускоряет окислительные процессы, приводит к деформации. Пластичная смазка отводит избыточное тепло, защищает от перегрева.

Характеристики консистентных смазок для подшипников

Прочность

Характеристика определяет способность смазки задерживаться на вертикальных и наклонных поверхностях. Чем выше прочность, тем тверже материал, и наоборот. Если предел низкий, то смазка будет текучей и не сможет долго удерживаться в подшипнике. Слишком прочные составы плохо распределяются внутри узла.

Вязкость

Характеристика является относительной и меняется в зависимости от температуры, величины нагрузки, других условий эксплуатации материала. Пластичные смазки в спокойном состоянии являются высоковязкими – твердыми. Приложенная нагрузка вызывает смещение между слоями. Медленная деформация, например в процессе нанесения смазки на поверхности, не приводит к изменению вязкости. При высокой нагрузке скорость смещения увеличивается, материал становится мягче и лучше распределяется внутри подшипника.

Механическая стабильность

Качественные пластичные смазки полностью восстанавливают свои свойства после нагрузки. Характеристика позволяет реже проводить обслуживание узла без снижения уровня защиты. Для нестабильных смазок утверждение верно только при использовании в герметичных механизмах.

Химическая стабильность

Характеристика определяет способность материала противостоять окислению. В процессе эксплуатации смазки контактируют с кислородом, с другими химически активными веществами. В результате реакций в материале могут образоваться вещества, снижающие эксплуатационные свойства. Химическая стабильность обеспечивает долговечность материала.

Испаряемость

Определяет потери консистентной смазки в процессе эксплуатации и хранения. Испаряется преимущественно базовая основа, что приводит к увеличению концентрации загустителя. Смазка становится тверже, вязкость растет, ухудшаются основные эксплуатационные характеристики. Чем ниже испаряемость, тем дольше материал сохраняет свойства и реже нуждается в замене.

Пластичные смазки для подшипников от Klüber Lubrication

Наша компания обладает многолетним опытом разработки смазок, собирает и анализирует данные реальной эксплуатации, совершенствует рецептуру. Мы помогаем своим клиентам снизить трение и износ в узлах до минимальных значений. Сокращайте издержки, используя качественные пластичные смазки. Мы знаем, насколько важен правильный выбор материалов для обслуживания подшипников. Каждый конкретный состав должен соответствовать конструктивным требованиям механизма, производственным условиям. Например, свойства смазок для подшипников в фармацевтической промышленности будут сильно отличаться от материалов для обслуживания автомобилей. Мы предоставим индивидуальную консультацию и поможем выбрать продукт, соответствующий Вашим требованиям. В ассортименте Klüber Lubrication представлен широкий выбор консистентных смазок от узкоспециальных до биологически разлагаемых и сертифицированных по NSF-H1.

Заинтересованы в покупке качественных материалов? Заполните форму обратной связи или позвоните нам по телефону, указанному на странице «Контакты».

Читайте также:
Свяжитесь с нами

Вы получите ответ в течение 24 часов.

Благодарим за Ваш запрос. Мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время.

Произошла ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позднее.