Синтетические смазочные материалы

Синтетические смазочные материалы

Синтетические смазки – это продукты, получаемые в процессе химического синтеза углеводородов. Их основными отличиями от минеральных масел являются более широкие вязкостно-температурные характеристики, стойкость к окислительным процессам и инертность к каучуковым уплотнителям.

Разновидности базовых основ для синтетических масел

Свойства и характеристики синтетического масла напрямую зависят от химического строения его базовой основы. Промышленность выпускает несколько видов основ, используемых для производства таких материалов для смазки. Среди них представлены следующие.

  • Полиальфаолефиновые масла (PAO). Это наиболее распространенная группа синтетических смазочных материалов, отличается универсальными свойствами и может эксплуатироваться в широком температурном диапазоне. Они имеют высокий индекс вязкости и стабильны на протяжении всего срока службы. Полиальфаолефиновое синтетическое масло не вызывает коррозионных процессов металла рабочего механизма, не оказывает отрицательного воздействия на резиновые уплотнительные элементы. PAO является базовой основой для изготовления гидравлических и трансмиссионных жидкостей, а также индустриальных и компрессорных масел для механизмов, работающих под большой нагрузкой и увеличенной температурой. PAO могут смешиваться с минеральными компонентами и применяться для производства полусинтетических масел. На основе PAO изготавливают синтетические универсальные смазки для пищевого оборудования.
  • Масла алкилированных ароматических соединений (X). В эту группу синтетических масел входят продукты на основе алкилбензола, характеризующегося низким индексом вязкости. Они используются для производства компрессорных масел. Также сюда входят составы на основе диалкилбензола, имеющего отличные низкотемпературные свойства.
  • Полигликолевые масла (PG). Это большая группа смазок, применяемых в качестве охлаждающих жидкостей в металлургии и для производства трансмиссионных и гидравлических жидкостей. PG не используются для изготовления моторных масел, так как при высоких температурах обладают коррозионными свойствами, что негативно сказывается на ДВС. Синтетические смазки на основе PG-компонентов имеют высокий индекс вязкости, антиокислительную способность, низкую температуру застывания и малую воспламеняемость.
  • Полиэфирные масла (POE). Благодаря очень высокому индексу вязкости и низкой температуре застывания данные продукты широко применяются в авиационной промышленности. Могут использоваться в качестве компонента полусинтетических масел для повышения их характеристик.
  • Масла эфиров фосфорной кислоты (PH). Такое синтетическое масло создает на деталях рабочего механизма защитную фосфатную антизадирную пленку, что предотвращает износ трущихся элементов. Смазочные материалы этого типа являются негорючими.
  • Силиконовые синтетические масла (SI). Эти материалы термостойки и химически инертны, но не обладают высокой смазывающей способностью. Поэтому их применяют для изготовления гидравлических жидкостей и электротехнических масел.

Какие синтетические масла использовать для смазки рабочих механизмов, определяется не только их составом и назначением, но и условиями эксплуатации.

Присадки для синтетических смазочных материалов

Повысить функциональные свойства масла можно двумя способами:

  • улучшением базовой основы,
  • легированием присадками.

Синтетическое масло, улучшенное с помощью вводимых в него присадок, называется компаундированным.

Классифицируют несколько подгрупп, отличающихся по своему функциональному действию:

  • вязкостные – модификаторы индекса вязкости;
  • смазочные – антифрикционные, противоизносные, металлоплакирующие и др.;
  • антиокислительные – антиоксиданты;
  • антикоррозионные – ингибиторы коррозии;
  • моющие – детергенты;
  • противопенные и др.

Большинство присадок являются многофункциональными, объединяются производителем в пакеты и вводятся в базовое основание. Некоторые масла могут содержать 20–30 компонентов.

Преимущества синтетических смазочных материалов

Благодаря более высокому индексу вязкости, чем у минеральных и полусинтетических смазочных материалов, синтетическое масло обеспечивает оптимальную толщину пленки на поверхности рабочих механизмов в широком диапазоне температур. В результате этого уменьшается износ трущихся элементов.

Синтетические смазки способны сохранять свою текучесть при низких температурах, что дает возможность эксплуатировать их в экстремальных условиях без риска преждевременного износа рабочего механизма.

Масла на основе синтетических материалов обладают низкой испаряемостью, что позволяет сократить их расход в процессе эксплуатации.

Синтетические материалы имеют однородные молекулярные цепочки. Благодаря этому у них снижается коэффициент трения, что повышает эффективность смазки.

Синтетические смазочные материалы обладают низкими термоокислительными свойствами, что значительно продлевает их эксплуатационный ресурс.

Совместимость синтетических смазочных материалов

Иногда возникает необходимость добавления масла в рабочий механизм, но не всегда в наличии есть тот продукт, который был залит в систему изначально. В этом случае встает резонный вопрос: можно ли смешивать синтетические масла разных производителей? Хотя прямого запрета на такие действия нет, но согласно рекомендациям API (Американский институт нефти) в исходное масло, имеющее сертификацию, можно добавлять не более 10 % другого при условии аналогичного показателя вязкости и идентичной базовой основы. При этом предполагается, что не должно происходить никаких химических реакций между компонентами смазочных составов, а характеристики синтетического масла остаются неизменными.

При увеличении соотношения возможно возникновение негативных последствий как для самого масла, так и для рабочего механизма. В химическую реакцию могут вступать между собой присадки, которые у всех производителей различаются, причем их точный состав в большинстве случаев не известен и составляет коммерческую тайну. Поэтому предсказать их поведение можно только экспериментальным путем – после длительной работы смазываемого механизма под нагрузкой в испытательной лаборатории.

Свяжитесь с нами

Вы получите ответ в течение 24 часов.

Благодарим за Ваш запрос. Мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время.

Произошла ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позднее.