Твердой нормативной базы не существует, и содержание синтетических составляющих может колебаться от 20 до 50 %. Полусинтетические масла являются промежуточным звеном между минеральными и синтетическими.
Состав
Основные свойства полусинтетическому маслу придает базовая основа. В качестве минеральной составляющей могут служить три группы:
- продукты депарафинизации нефти и ее очистки с помощью специальных растворителей;
- улучшенные масла, прошедшие гидрообработку, в результате которой в них понижено содержание парафинов и ароматических соединений;
- масла, полученные в результате каталитического гидрокрекинга и имеющие повышенный индекс вязкости.
Синтетической составляющей служат продукты на основе:
- гликолей,
- полиальфаолефинов,
- полиорганосилоксанов,
- сложных эфиров двухосновных карбоновых кислот и многоатомных спиртов.
Также эти компоненты могут использоваться совместно в различных пропорциях.
Присадки для полусинтетического масла подразделяются на три основные группы:
- модифицирующие, предназначенные для изменения основных свойств продукта (вязкостные, антифризные);
- защитные по отношению к рабочему механизму (антикоррозионные, противозадирные, противоизносные);
- защитные по отношению к маслу (антиокислительные, противопенные, депрессорные, моющие).
Некоторые полусинтетические минеральные масла могут включать в себя до 30 видов присадок. Обычно производители их «комплектуют» в пакеты и комплексно вводят в смазочные составы.
Какое полусинтетическое масло выбрать, зависит не только от назначения смазки, но и от условий эксплуатации.
Виды
Полусинтетическое масло, как минеральное и синтетическое, разделяют на несколько групп различного назначения. Среди них представлены следующие:
- турбинные и компрессорные, применяемые для смазки и охлаждения подшипников в турбокомпрессорных механизмах;
- редукторные и трансмиссионные полусинтетические масла, используемые в КПП и различных зубчатых передачах;
- рабочие жидкости для гидравлических систем;
- электроизоляционные полусинтетические масла (трансформаторные, конденсаторные и кабельные) и т. д.
Различия синтетической и полусинтетической смазки
В первую очередь это различия на молекулярном уровне. Благодаря отсутствию в составе синтетического масла минеральных компонентов его структура в виде цепочек атомов углерода полностью однородна, причем эти цепи имеют одинаковую форму, что обеспечивает более высокую текучесть и проникающую способность. Это может быть как плюсом, так и минусом в определенных условиях. Синтетическое масло способно проникать в микрозазоры, обеспечивая смазку труднодоступных мест, но из-за большой текучести оно может задерживаться в больших полостях, вследствие чего происходит сухое трение рабочих элементов системы.
Синтетика имеет более стабильные показатели вязкости в большом диапазоне температур. Она не выгорает при высоких и не загустевает при низких температурах.
Еще одним преимуществом синтетики являются лучшие показатели скольжения, что позволяет применять ее в высокооборотных механизмах, где требуется минимизировать потери мощности от трения.
Однако полусинтетические масла имеют более низкую стоимость, но и меньший эксплуатационный ресурс. На практике синтетические продукты используют на очень ответственных участках механизированной цепочки.
Совместимость полусинтетических и синтетических продуктов
Иногда бывает необходимость не полной замены смазочной жидкости, а ее добавления в рабочий механизм, но исходного продукта в наличии нет. При этом возникает вопрос: можно ли смешивать синтетические и полусинтетические масла? Данный процесс приведет только к ухудшению исходных свойств.
Добавление в синтетическую смазку полусинтетики изменит однородность молекулярного состава за счет введения минеральных компонентов, что уменьшит ее плотность, а следовательно, и эффективность работы.
Полусинтетические минеральные масла могут иметь в своем составе присадки, которые несовместимы с добавками синтетических продуктов. Вступая в реакцию между собой, они могут потерять свои свойства, что также снизит эффективность смазки, повысит пенообразование или ускорит ее окисление.
Изменение первоначальной вязкости масла при смешивании синтетики и полусинтетики приведет к уменьшению рабочего температурного диапазона смазки. И хотя гидравлические и трансмиссионные полусинтетические масла эксплуатируются при более низких температурах, их также не рекомендуется смешивать с синтетическими.