Масло для подшипников

Масло для подшипников

Подшипниковое масло предназначается для смазывания основных узлов и деталей оборудования.

Оно отличается низким коэффициентом внутреннего трения, хорошо очищает и охлаждает поверхность деталей. Такие материалы легко подводить к рабочим узлам, но они требуют уплотняющих устройств, препятствующих вытеканию.

Функции

Масло для смазывания подшипников выполняет следующие функции:

  • фрикционную. Заключается в снижении силы трения, образующейся при контакте вращающихся или скользящих рабочих частей. Движение подшипника при использовании масла облегчается, уменьшается износ соприкасающихся поверхностей;
  • защитную. Масло образует плотную пленку на поверхности металла, предохраняющую его от механических повреждений и появления коррозии;
  • барьерную. При эксплуатации в агрессивной среде масло защищает подшипник от попадания внутрь механических частиц, которые могут негативно сказаться на работе оборудования;
  • терморегулирующую. Масло равномерно распределяет выделяющееся тепло и отводит его наружу. Таким образом, снижается опасность перегрева, а рабочий ресурс подшипника увеличивается.

Категории масел для подшипников

Синтетические. Изготавливаются на основе полимеров и соединений органических кислот. Производители предлагают полиальфаолефиновые (РАО), эфирные и полигликолевые (PAG) синтетические масла. По сравнению с минеральными они имеют ряд существенных преимуществ. Синтетические масла не теряют своих свойств в агрессивной среде, почти не изменяют вязкость при колебании температуры.

Минеральные. Изготовлены на основе переработки нефтепродуктов. Для придания требуемых эксплуатационных свойств в них добавляются специальные присадки. Используются как масла для подшипников качения и скольжения наряду с синтетическими материалами.

Основные рабочие характеристики

  • Температура застывания. Граничный показатель, при котором смазочный материал еще течет. Если условия эксплуатации оборудования чуть выше температуры застывания масла, его вязкость будет слишком велика. Это негативно скажется и на подаче смазочного материала в систему, и на стабильности работы оборудования.
  • Вязкость. В большинстве случаев определяется соответствующим коэффициентом k, который характеризует условия эксплуатации оборудования. Данный параметр рассчитывается как отношение фактической рабочей вязкости (в мм²/с) к ее номинальному значению, учитывающему средний диаметр подшипника и скорость вращения. Чем выше этот показатель, тем лучше смазывается узел и больше ожидаемый эксплуатационный ресурс узла. С другой стороны, слишком большое значение данного параметра приводит к увеличенному расходу энергии при высокой угловой скорости. Для большинства областей применения подшипников необходимо, чтобы коэффициент вязкости масла находился в пределах 1–4.
  • Тип присадок. Добавка таких веществ модифицирует масло, придавая ему требуемые свойства, например антикоррозионные или противопенные. Противоизносные и антизадирные присадки могут содержать серу и фосфор, которые при температуре выше +80 ˚С оказывают негативное воздействие на подшипник. Поэтому такой смазочный материал перед эксплуатацией следует тщательно проверить.

Особенности выбора масла для подшипников

Для смазывания необходимо использовать материалы, рекомендуемые заводом-изготовителем. Это особенно важно для оборудования высокой мощности. Если по каким-то причинам рекомендации производителя отсутствуют и Вы не знаете, каким маслом смазать подшипник, то нужно исходить из особенностей эксплуатации узла. К основным факторам выбора относятся:

  • рабочая температура. Для подшипников, работающих при отрицательных температурах, необходимо выбирать масло с точкой застывания на 15–20 ˚С ниже условий эксплуатации. Такой смазочный материал должен иметь минимальную вязкость. Для подшипников, работающих при более высоких температурах (например, +70…+80 ˚С), выбирается масло с большей вязкостью;
  • угловая скорость. Чем она выше, тем менее вязким должно быть подшипниковое масло;
  • режим работы. Если работа узла связана с частыми пусками и реверсами, рекомендуется выбрать более вязкое масло;
  • конструкция узла. В качестве масла для подшипника скольжения чаще выбираются синтетические смазочные материалы. Для конструкций качения учитывается оптимальная вязкость. Для шариковых и цилиндрических подшипников она должна составлять от 13 мм2/с, для конических и сферических – от 20 мм2/с, для упорных – от 32 мм2/с.

Другие виды смазки

Подшипниковое масло применяется в тех случаях, когда узлы работают при высоких скоростях и температурах. Оно эффективно отводит тепло от узла в окружающую среду, обеспечивает его постоянное охлаждение.

Если же подшипник работает на малой скорости и/или испытывает ударные нагрузки, то используется пластичная смазка. Ее получают насыщением жидкого масла эфирами жирных кислот. В зависимости от типа загустителя такие смазки делятся на литолы, солидолы, консталины и т. п. Они имеют густую консистенцию, хорошо герметизируют узлы, устойчивы к воздействию воды.

Свяжитесь с нами

Вы получите ответ в течение 24 часов.

Благодарим за Ваш запрос. Мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время.

Произошла ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позднее.